Business is booming.

Лукашенко пересаживается на российский стул, но и литовский придерживает

0 13

Лукашенко пересаживается на российский стул, но и литовский придерживает

Белоруссия готова продолжить переговоры о транзите нефтепродуктов через российские порты.

«В настоящее время завершаются внутригосударственные процедуры по подготовке к подписанию соглашения между Беларусью и Россией об организации сотрудничества в области перевозки и перевалки нефтепродуктов», — сказала «Интерфаксу» пресс-секретарь Минтранса Белоруссии Анна Куриленок.

По ее словам, пока не готовы контракты с РЖД и операторами российских портовых терминалов в Усть-Луге и Санкт-Петербурге, которые должны подписываться одновременно с соглашением. Когда же состоится подписание, представитель ведомства пояснить не смогла.

Минтранс России готов был подписать соглашение о перевалке в 2021—2023 годах через российские порты на Балтийском море 9,8 млн. тонн белорусских бензина, мазута и масла 15 февраля. Документ предусматривает заключение контрактов по принципу take-or-pay.

«Грузы из Белоруссии, нефтепродукты, из портов Прибалтики будут перенаправлены в российский порт Усть-Луга», — сообщил ранее глава Минтранса Виталий Савельев в эфире канала «Россия 24».

При этом операторы российских портовых терминалов заявили о готовности предоставить белорусским партнерам скидки, если заключённые договоры будут долгосрочными.

О планах перенаправить грузовые потоки, идущие через Литву, в российские порты еще в 2020 году заявлял президент Белоруссии Александр Лукашенко. Таким образом он хотел «поставить на место» прибалтийскую республику в ответ на введение санкций в отношении Минска.

«Я поручил правительству внести предложение о переориентации всех торговых потоков с портов Литвы на другие. Вот мы и посмотрим, как они будут жить. 30% литовского бюджета формируют наши грузопотоки через Литву. Что еще надо? Зажрались. Поэтому поставим на место», — заявил он.

Примечательно, что до этого в Минске отказывались от услуг российских портов, ссылаясь на меньшую экономическую выгоду. Планирующее соглашение, как и перенос его подписания, по мнению экспертов, во многом продиктовано политическими мотивами.

— Если смотреть в целом на ситуацию в отношениях Москвы и Минска, то внутренне положение в Белоруссии стабилизировалось. Минск чувствует себя иначе, чем в прошлом году, и стал вновь выступать как довольно сложный переговорщик, — отмечает ведущий эксперт РИСИ (Российский институт стратегических исследований) Олег Неменский. — Так что переговоры по всем этим вопросам сейчас идут в довольно сложном формате. Думаю, что речь идет о торге по условиям соглашения.

«СП»: — Чего в решении перенести нефтеперевалку в Россию больше — политики или экономики?

— Это решение имеет, в первую очередь, политический характер, потому что поддерживать в экономическом плане Литву, которая проводит откровенно враждебную официальному Минску политику нецелесообразно и довольно трудно, так как это уже не партнер, даже послы отозваны, а Россия предлагает альтернативу. Но Минск хочет на этой альтернативе еще и заработать, получив более выгодное предложение.

С такой точкой зрения согласен и глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

— Минск любит до последнего поторговаться и, как правило, последнее слово у них всегда говорит президент. Они всегда пытаются этот торг вывести на уровень первых лиц. Обычно Лукашенко встречается с Путиным, и добивает тему до конца, если это возможно. По сути, Лукашенко всегда выступает ключевым переговорщиком.

«СП»: — Что перенос перевалки нефтепродуктов в российские порты даст России и Белоруссии?

— Это политическое решение, Лукашенко хочет наказать Прибалтику за то, что они вмешивались во внутренние дела Белоруссии, пытались вводить санкции. Экономика с их портами была лучше.

Неслучайно в запланированном соглашении по перевалке гарантированы объемы. Белорусы обязуются их использовать, но они примерно в два раза меньше, чем то, что переваливалось через литовские порты.

Фактически у Минска есть надежда, что что-то поменяется. Они не любят класть все яйца в одну корзину, это их стандартная практика — и нашим, и вашим. Если сегодня они дружат, а завтра что-то изменится, то они хотят иметь пути к отступлению. Это классика жанра белорусской экономической политики.

Россия же получает загрузку наших портов, деньги за перевалку, даже несмотря на скидки. Чем больше грузов переваливается, тем стоимость перевалки следующих дополнительных объемов ниже. Кроме того, по железной дороге сейчас перевозится меньше товаров, здесь также заинтересованность в объемах.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

пять + шесть =