Business is booming.

Китайская экономика будет работать на российском газе, забыв про американский

0 68

Китайская экономика будет работать на российском газе, забыв про американский

Китай наращивает закупки сжиженного природного газа. Пока что самыми быстрыми темпами растет импорт из США, но отвоевать еще большую нишу на рынке намерена и Россия, имеющая конкурентные преимущества в сравнении с Америкой.

Газовые войны: Запад против Востока

США по итогам прошлого года закрепили за собой статус крупнейшего экспортера сжиженного природного газа (СПГ). Согласно данным американского Управления энергетической информации, экспорт составил 6,6 млрд кубических футов, или почти 200 млн кубометров.

Причем экспорт американского СПГ увеличился почти на треть по сравнению с уровнем 2019 года. Высоким он был с января по май, затем в летние месяцы снизился до рекордных минимумов после падения международных цен на природный газ и СПГ, а в октябре снова начал расти. Ну и, наконец, в ноябре и декабре экспорт достиг небывалых максимумов.

Американский СПГ экспортировался в 37 стран — это рекордное количество. Причем основным экспортным направлением в 2020 году стала Азия, которая обогнала Европу. На азиатское же направление пришлась почти половина всего американского экспорта СПГ.

А вот что касается отдельных стран, то самый большой рост продемонстрировал Китай. На него пришлась почти 10% всего экспорта сжиженного газа из США. Произошло это во многом благодаря тому, что китайская сторона снизила тарифы на импорт американского газа с 25% до 10%. За весь 2019 год, когда тарифы составляли 25%, в Китай было отправлено только два американских груза сжиженного газа.

Азия в целом и Китай в частности будут и впредь самыми стремительно растущими рынками для сжиженного газа. На это будет влиять несколько факторов. Во-первых, после начала пандемии коронавируса Китай и Индия продемонстрировали самые высокие темпы восстановительного роста, а вместе с ними и спроса не энергоносители.

Китай увеличил импорт СПГ на 7 млн тонн до 67 млн тонн, что на 11% больше, чем в прошлом году. Кроме того, Поднебесная объявила, что к 2060 году намерена стать углеродно-нейтральной экономикой: то есть нефть и уголь будет постепенно вытесняться из энергетики более экологичным природным газом.

Как ни странно, но все это в первую очередь играет на руку России, которая сейчас является вторым после США экспортером природного газа. А с учетом политической близости к Китаю будет, вероятно, наиболее активно наращивать свое присутствие на китайском рынке.

В конкурентную гонку включились даже флотоводцы

До недавнего времени Китай импортировал большую часть своего СПГ через три крупные государственные энергокомпании, которые владели трубопроводами, импортными терминалами и распределяли топливо более мелким игрокам. Но ситуация изменилась после образования China Oil & Gas Pipeline Network Corp., известной как PipeChina.

Вся инфраструктура была объединена у одного игрока, который сейчас предоставляет доступ к своим терминалам более чем десятку мелких компаний, таких как Dongguan Daosen, Shenzhen Energy, Guangzhou Gas. Терминальная мощность, предложенным PipeChina третьим сторонам, составляет 5,7 млн тонн в год — это примерно 7% от суммарной мощности по приему СПГ в Китае, составляющей 87 млн тонн в год.

Все это демонстрирует развитость китайского рынка СПГ. Инфраструктурные реформы помогают диверсифицировать сферу деятельности импортеров: мелкие китайские покупатели сжиженного газа усиливают конкуренцию при низких спотовых ценах на СПГ. На долю таких фирм пришлось 83% от общего числа китайских контрактов, подписанных в прошлом году. Сравните с показателем в 26% в 2019 году.

Растущий спрос, несомненно, — благо для мировых экспортеров, к числу которых относится и Россия. Кстати, один из благоприятных факторов — это ужесточение Международной морской организацией стандартов выбросов при судоходстве. Новые стандарты требуют от судовладельцев в Азиатско-Тихоокеанском регионе задумываться о бункеровке СПГ: суда на сжиженном газе уже работают в Японии, Южной Корее, Малайзии и Сингапуре.

В конкурентную гонку за порты и судна-бункеровщики включается и Китай, обладатель одного из крупнейших флотов на планете (по количеству торговых судов китайцы уступают только Индонезии и Панаме).

Китайский спрос рождает российское предложение

Без большого резонанса прошла недавняя новость из Китая, а на самом деле — сигнал о грядущих изменениях рынка СПГ. Китайский дистрибьютор природного газа ENN объявил о запуске в Даляне первого в стране бункеровочного судна для СПГ. Бункеровщик построен.

Судно будет обслуживать торговые и иные гражданские суда (причем как китайские, так и международные), проходящие через воды Восточного Китая, включая провинцию Чжэцзян. Сейчас при поддержке Министерства транспорта Китая расположенный в этой провинции порт Чжоушань сейчас намерены превратить в международную базу морских услуг.

Естественно, это сформирует дополнительный спрос на СПГ, в том числе и российский. Сейчас Россия поставляет в Китай сжиженный газ из арктического порта Сабетта, куда компания «Новатэк» отгружает газ с месторождений на Ямальском и Гыданском полуостровах.

Так, недавно «Новатэк» подписал долгосрочное соглашение о поставках СПГ китайской компании Shenergy. Контракт предусматривает поставки более 3 миллионов тонн сжиженного газа. Очевидно, что подобное российско-китайское соглашение не последнее. Китайский спрос рождает российское предложение.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

3 × четыре =