Business is booming.

Явные «грузонедопатриоты» Латвии

0 151

Явные «грузонедопатриоты» Латвии

Какие-то «недопатриоты» в Латвии: местный министр сообщения Талис Линкайтс заявил, что его страна не намерена отказываться от белорусского грузопотока из-за политической ситуации в Белоруссии.

Вот те на. Как это так? Экономическое сотрудничество с Белоруссией как-никак дает подпитку тамошнему режиму, который Рига бичует в унисон с другими членами Евросоюза. А значит Рига, поддержавшая санкции против самого Александра Лукашенко, хочет ему же и, по существу, помогать экономически?

«В последние месяцы мы следим за событиями, которые происходят в Белоруссии, но это никак не отразилось на грузопотоке товаров», — сказал Линкайтс, выступая на радио Baltkom. И заметил, что его страна «заинтересована в том, чтобы товары из Белоруссии в направлении Северной Европы шли через Латвию». «Мы работаем над этим и ни от чего не отказались», — сказал министр.

Линкайтс в Латвии не одинок в стремлении сотрудничать с со странами, назначенными «недругами», и одновременном их хаять. Как сообщала «Свободная пресса», поклонник латышских эсэсовцев, бывший глава МИД, МВД и Минобороны, заместитель председателя правления Вентспилсского порта Гиртс Валдис Кристовскис предложил вернуть российский транзит, стремительно покидающий Латвию. По его мысли, Евросоюз должен наложить на РФ экологическую пошлину за переориентацию грузовых потоков — если те уходят из латвийских портов, то путь, вроде, станет длиннее. А значит — вырастут выбросы углекислого газа в атмосферу. По задумке Кристовскиса, это якобы заставит Россию вернуть транзит в Латвию.

Какие-то не принципиальные патриоты в Латвии. Их позиция в отношении России и Белоруссии — что-то вроде покусывания с одновременным полизыванием. То ли дело — в Литве. Санкции против России и теперь Белоруссии и ответные меры лишь раззадорили местных политиков. Министр экономики Литвы Аушрине Армонайте на днях заявила в интервью агентству BNS: «Любые санкции — будь это Беларусь, Россия или будь это Иран, любая страна в мире — имеют экономические последствия. Но они вводятся не зря — для того, чтобы мы защитили права человека».

А поскольку Литва активно участвует в защите прав человека повсюду (кроме, правда, своих геополитических патронов), участвует и во всех санкциях против России и Белоруссии и просит от Брюсселя еще и еще, то и наступают экономические последствия: падение экспорта в Россию вплоть до нуля мясной продукции. А также — и других продуктов, от чего страдают местные фермеры. И одновременно «поднимаются» в сельскохозяйственном бизнесе фермеры российские.

Патриотическая оценка со стороны литовского министра стала реакцией на возмущение жителей Друскининкая — работников местного санатория «Беларусь», принадлежащего управлению делами администрации президента Белоруссии. Те обиделись на санкции ЕС против предприятия и замораживание счетов. То есть пострадали и граждане Литвы. Теперь вильнюсские политики хотят оказать им материальную помощь.

Но есть и более серьезные для балтийской страны потери: «Белорусская нефтяная компания» решила не продлевать долгосрочный договор о перевозке грузов по железной дороге с литовской компанией LTG Cargo. То есть — Клайпедский порт потеряет белорусские нефтеналивные грузы, которые, судя по словам нашего вице-премьера Александра Новака, начали переориентацию на Усть-Лугу.

А тут еще в Минске дают понять, что и «Беларуськалий», формирующий 30% перевалки в Клайпедском порту, тоже может «уйти» в Усть-Лугу. Но когда Светлана Тихановская предложила властям Литвы самим наложить санкции на «Беларуськалий», на нее фактически зашикала местная элита, не желающая терять такой транзитный куш. Так что в Литве чиновники хоть и более патриотичны, чем в Латвии, однако тоже со своими недопатриотическими тараканами в голове.

А латыши к тому же до известных событий в Минске вообще планировали «подсуропить» Литве, поступить непринципиально и не по-соседски. Александра Григорьевича возмущала позиция Литвы в отношении Белорусской АЭС, которую в Вильнюсе считают небезопасной, Сейм даже запретил импорт ее электроэнергии и просит то же самое сделать Латвию. Но даже тут Рига крутит: поток электроэнергии из России она готова впустить в Европу (то есть — и в Литву) через свои соединения. Поэтому в Вильнюсе опасаются, что так, в общем потоке, к ним все-таки попадет и электричество Белорусской АЭС. Договориться с Ригой Вильнюсу пока не удается.

Ну а когда Лукашенко пару лет назад намекнул, что в отместку Литве он может изменить маршрут грузопотоков, забрать их и перенаправить через Латвию, в Минск тут же потянулись латвийские делегации министров и премьеров — старого и нового — в стремлении договориться с Батькой за спиной Вильнюса. И забрать у Литвы белорусский транзит. Как говорится: ничего личного, только бизнес.

Задолго до президентских выборов в Белоруссии на 1 сентября прошлого года уже был недемократично намечен визит Лукашенко в Ригу. Как будто латышская элита сама сделала выбор в пользу Батьки. Но после 9 августа, то есть после президентских выборов в Белоруссии, в Минске начались протесты оппозиции, поддержанные Западом. Латвийской элите стало неудобно так нагло вылезать со своими непатриотическими интересами на региональное политическое поле.

Но время прошло. Политики в Риге оклемались и заговорили о продолжении взаимовыгодного сотрудничества с Белоруссией. В которой Батька как правил — так и правит.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

19 + 6 =