Business is booming.

«Черномырдин» идет на подмогу Севморпути, стараясь потеснить Суэц

0 30

«Черномырдин» идет на подмогу Севморпути, стараясь потеснить Суэц

Сможет ли Россия, используя Севморпуть, составить конкуренцию Египту с его Суэцким каналом? Наш путь точно короче, явно дешевле. Да, пожалуй, и надежней, судя по недавнему ЧП с контейнеровозом тайваньской компании с панамской пропиской Ever Given (длина — 400 м, ширина — 59 м), который перекрыл Суэц на несколько дне, спровоцировав тем самым резкий скачок цен на черное золото (+5%).

Подобного в принципе давно следовало ожидать. Не Ever Given, владельцам которого теперь грозит миллиардный штраф, так какой-нибудь другой «водоплавающий небоскреб» в любой момент может собрать пробку на Суэце. Рукотворный канал, соединивший полтора века назад Средиземное море с Индийским океаном, неширок, неглубок, постоянно перегружен.

Другое дело, Арктическая транспортная магистраль, протянувшаяся на 190 тысяч км, и связавшая европейскую часть России с Чукоткой. По ней с крайней западной точки, от Мурманска до японского порта Иокогама 5770 морских миль. Через Суэцкий канал для сравнения — 12840. Из той же Иокогамы до голландского Роттердама по Севморпути 9230 км, через Суэц — 22 540 км.

Или вот ещё пример: недавний рейс нашего газовоза «Кристоф де Маржери». В январе текущего года тот отправился в Юго-Восточную Азию с природным сжиженным газом на борту.

Вышел из порта Сабетта (Ямал) в январе в лютые морозы, при сложной ледовой обстановке. Что не помешало ему одолеть 7242 км от морского канала Обской губы до порта назначения за 10 суток и 21 час — примерно в три раза быстрее, чем если бы шел привычным путем вокруг Европы. Сэкономил время, деньги, в частности, на топливо, попутно доказав возможность круглогодичной навигации по Северному морскому пути.

То есть, выгода для морских грузоперевозок очевидна. И можно только удивляться тому, что наш Северный морской путь (СМП) до сих пор не стал для мира тем, чем является сегодня Суэцкий канал. Но — обещает стать и даже уже скоро. О чем на днях заявил президент РФ Владимир Путин. «Россия все активнее приступает к хозяйственному освоению Арктики, — сказал глава государства. — Идет строительство мощных атомных ледоколов, которых еще никогда никто не строил. И в ближайшие годы движение по Северному морскому пути может стать круглогодичным». И уверенно добавил: «Так наверняка оно и будет».

Громкое это заявление, сделанное явно не только для соотечественников, совпало с происшествием в Суэце. Что ж, может, подобный «толчок» и был нужен. Одно лишь смущает в нем — слово «приступаем» в предложении о хозяйственном освоении арктических просторов. В смысле, вот-вот начнем осваивать, что ли? Но лет десять назад, если не больше, уже вроде приступали? О чем Кремль докладывал не раз, в частности, на Международных арктических форумах (проводятся с 2010 года). Получается, только и делали, что говорили?

Севморпуть, несомненно, мог бы стать альтернативой египетскому каналу. Даже собственные чиновники, инициативами государственного масштаба обычно не блещущие, озаботились этим.

В феврале губернаторы сразу пяти регионов — Петербурга, Мурманской и Архангельской областей, Сахалина и Камчатки — обратились к вице-премьеру Юрию Трутневу, курирующему Дальний Восток и Арктику, с предложением расширить нынешние границы СМП, которые протираются сейчас от Карских Ворот на западе до мыса Дежнева на Чукотке. И разработать «план развития инфраструктуры Большого Северного морского пути, от Петербурга до Владивостока с соответствующими мерами господдержки». Для данных регионов морские перевозки ох, как важны из-за «низкого уровня развития транспортной сети и даже полного отсутствия железнодорожного сообщения».

Вот вам, господа министры, ещё один важный довод, чтобы вывести историю СМП на более высокий, чем сейчас, уровень. И требуется-то немного: снизить тарифы на ледокольную проводку, разрешить использовать по чистой воде суда не ледового класса и без ледокольного сопровождения, модернизировать основные фонды и производственные мощности судоремонтных предприятий…

В прошлом году, заметим, власть уже обсуждала расширение границ СМП за счет включения в них акватории пяти морей — Баренцева, Белого, Печорского, Берингова и Охотского — в рамках исключительной экономической зоны России. Но в итоге от этой идеи отказалась, сославшись на то, что из-за необходимых в этом случае поправок в Кодекс торгового мореплавания могут возникнуть противоречия с международным правом. Примут ли сейчас предложение пяти губернаторов? И поспособствует ли это предложение, если будет принято, тому, чтобы транспортный маршрут Северного морского пути смог стать со временем конкурентом Суэцкому каналу?

 — Нет, конкурентом Суэцу он не будет, — считает Леонид Григорьев, руководитель департамента мировой экономики НИУ Высшей школы экономики. — Севморпуть, в отличие от Индийского океана и Средиземного моря, во многих смыслах непростое место. Там низкие температуры и его восточная часть замерзает. Но часть грузопотока он сможет взять на себя. regnum.ru/news/economy/3243051.htm

На днях Леонид Маркович участвовал в Москве круглом столе на заданную тему, собравшем экономистов и политологов. Разговор свелся к почти однозначному: не получится, не сможем, и надо ли вообще. Стоило ли обсуждать то, что невозможно?

Не столь категоричен Игорь Ашик, кандидат наук, полярник, заместитель директора по научной работе Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ).

 — Мне не раз довелось проходить по Северному морскому пути. Сравнивать его с Суэцким каналом, на мой взгляд, некорректно, — сказал корреспонденту «СП» Игорь Михайлович. — Суэц — рукотворный, неглубокий, что-то вроде автомобильной трассы с двухсторонним движением. В Арктике же не трасса — акватория. Да, погодные условия непростые, но к ним давно научились приспосабливаться. Другое дело — тяжелые льды. Их ветром не разгонишь. Нужны ледоколы, причем, современные.

«СП»: — Президент РФ Владимир Путин утверждает, что наша страна «обладает уникальным ледовым флотом», занимая «лидирующие позиции в освоении и изучении арктических территорий».

 — Флот есть, да, достался нам по наследству с советских времен. Но нужны более современные суда и, конечно, в большем количестве, если мы хотим вывести Севморпуть на новый уровень.

«СП»: — От людей, близких к морским перевозкам, приходилось слышать, что в последнее десятилетие грузооборот СМП неизменно растет. А вместе с ним улучшается и инфраструктура всего маршрута.

 — Улучшается она, к сожалению, очень медленно. Многие пирсы, причалы, склады, системы водо- и энергоснабжения арктической зоны не соответствуют современным требованиям. Возводились очень давно.

«СП»: — Немало специалистов считают Севморпуть более выгодным для перевозчиков, чем Суэцкий канал. Рейсы короче, а это экономия топлива. За проход платить не надо. Сэкономить можно и на фрахте.

 — Не каждое судно может ходить по СМП. Разве только в летне-осеннюю навигацию. В зимне-весеннюю пору нужны суда специального ледового класса. Арендовать их на пару-другую месяцев невыгодно. Как и на год — из-за неизбежного сезонного простоя. Да, за проход по нашему Северному пути платить не надо. Но нужно оплачивать работу ледокола, который осуществляет проводку. Есть и другие моменты не в пользу Севмора, по крайней мере, на данный момент.

У коллеги И. М. Ашика, руководителя отдела ледовых качеств судов ААНИИ, кандидата технических наук Владимира Лихоманова, я поинтересовалась ситуацией с новейшим российским ледоколом «Черномырдин». В декабре 2020-го Владимир Путин лично приезжал в Петербург на его приемку. С тех пор о судне «нового дня» что-то не слышно. Кроме того, что «не всё там оказалось в порядке».

 — «Черномырдин» готовится в данный момент к ледовым испытаниям. Они намечены на конец апреля-начало мая, продлятся предположительно три недели, — сказал Владимир Алексеевич. — Что касается выявленной проблемы, то она связана с энергоустановкой. И в данный момент, насколько я знаю, устраняется. Этот дизельный ледокол стал в России первым после долгого-долгого перерыва.

«СП»: — Почему, кстати, дизельный, а не атомный?

 — Потому что дешевле в эксплуатации. К тому же, атомные ледоколы у нас есть, пусть и «в возрасте», но все пока на ходу. Для регулярного использования трассы Севморпути необходимо минимум четыре ледокола. Один мощный ведет караван, другие на подстраховку. Самая большая потребность в Северном морском пути у России. Многие точки экономического развития сибирских регионов нуждаются в нем. Развивать СМП и нужно, и можно. Для чего требуются средства. Не просто большие, а очень большие. Вот с ними как раз главная на сегодня загвоздка.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

9 − 3 =